«ПЕРВЫЙ РАЗ В ДЕТСКИЙ САД»

 
“Детство — это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш”.
В.А. Сухомлинский

 

Что такое адаптация?

Адаптация (социальная) – приспособление организма к новым условиям социального существования. Часто адаптация сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка, расстройством настроения, аппетитом.

Период привыкания ребенка к новым условиям делится на три степени:

Легкая степень длится от 10 до 15 дней: поведение ребенка нормализуется в течение месяца, отмечается небольшое снижение аппетита, сон налаживается в течение 20-30 дней, взаимоотношения с взрослыми почти не нарушаются. Двигательная активность не снижается, заболевания не возникают.

Средняя степень: наблюдаются нарушения в поведении, сон нормализуется на 20-40 день, речевая активность восстанавливается на 30-40 день, эмоциональное состояние неустойчиво в течение месяца, отмечается снижение двигательной активности на протяжении 30-35 дней, взаимоотношения со взрослыми не нарушаются.

Тяжелая степень: длительность от 2 до 6 месяцев. Наблюдается неадекватное поведение, граничащее с невротическими проявлениями, длительное снижение аппетита, более 3 дней, невротическая рвота, вскрикивание во сне, избегание контактов, стремление к уединению.

Период адаптации в среднем завершается в течение 3-х месяцев.

Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает и просыпается в бодром настроении, играет один или со сверстниками, не плачет, находится в хорошем настроении.

Длительность адаптации зависит также и от уровня развития ребенка. Если с ним систематически занимались дома и он рос человеком общительным и самостоятельным, то в группе он быстро устанавливает контакт с воспитателем, сможет занять себя содержательной игрой, по мере сил обслужить себя, не будет чувствовать себя брошенным и беспомощным. Ребенок с таким уровнем развития привыкает к детскому саду в течение 10-12 дней. Адаптация проходит легко.

Заключительный этап адаптации

Следует знать, что в процессе привыкания в первую очередь нормализуется настроение, самочувствие малыша, затем восстанавливается его аппетит, в последнюю очередь – сон.

При первых появлениях негативных изменений можно подержать ребенка дома 2-3 дня, а потом опять привести его ненадолго в детский сад. Ребенка в спокойной обстановке кормят дома завтраком, после чего приводят в группу, где он со всеми играет, гуляет в течение 2-3 часов, а на обед и сон возвращается домой.

Ребенок, который дома находился на попечении всех родных по очереди и не привык самостоятельно занимать себя, в условиях детского сада требует к себе постоянного к себе внимания, проявления ласки со стороны взрослых. Он позволяет обнимать себя, ласково разговаривать с ним. Фактически он приходит из рук в руки – от мамы к воспитателю и наоборот. Даже в таких условиях заботливого, предупредительного отношения со стороны взрослых он может заболеть, так как постоянно хандрит, насторожен, угнетен. Все свое внимание он направляет только на взрослых, следит за их настроением. Адаптация такого ребенка может длиться 3 месяца, а может и больше.

Самое главное назначение детского сада в том, чтобы дать ребенку возможность общаться и играть со сверстниками. И каким бы ни был детский сад хорошим, не допускайте непоправимую ошибку – не считайте, что он заменяет семью.

Собираюсь в детский сад

Привыкнуть к детскому саду не так-то просто. Никто не может предсказать, какие последствия вызовет резкое превращение малыша из "домашнего” в "ясельного”. Поступление в детский сад часто вызывает у ребенка стресс. Это обусловлено тем, что в корне меняется не только режим дня, привычный с рождения, но и полностью изменяется окружающая ребенка среда. Большое число незнакомых людей – основная причина возникающего стресса. Теперь ребенка окружают незнакомые люди, взрослые и дети, которых он раньше не знал. Всё это приводит к изменению поведения ребёнка, нарушается его поведение, сон, аппетит, эмоциональное состояние.

Родителям необходимо знать, что состояние эмоционального дискомфорта, переживаемого ребёнком, может привести к снижению сопротивляемости организма. Вот почему некоторые дети в период адаптации могут болеть. Родители должны совместно с детским учреждением приложить все усилия к тому, чтобы помочь малышу приспособиться к новым условиям с минимальными потерями в физическом и психическом здоровье.

Как подготовить ребенка к детскому саду?

Прежде чем готовить ребёнка к детскому саду, подготовьтесь сами, дорогие мамы и папы!

Подготовительный этап следует начать за 1-2 месяца до поступления ребенка в детский сад.

- Необходимо привести в соответствие домашний распорядок для ребенка с режимом дошкольного учреждения. Планомерно, постепенно можно подвести ребенка к четкому его выполнению. Познакомиться с типовым режимом детского сада. Для детей 2-3 лет завтрак с 8.30 до 9.00, обед 11.30 – 12.00, полдник 15.30 – 16.00. Дневной сон с 12.00 до 15.00

-Уделить внимание рациону питания, приучить есть разнообразные мясные, овощные и молочные блюда (винегреты, салаты, творожные запеканки, пить чай с молоком, кофейный напиток, кисель, компот и прочее).

-Научите ребёнка элементарным навыкам самообслуживания (самостоятельно одеваться, умываться, проситься на горшок, кушать).

Отсутствие навыков самообслуживания у ребёнка – фактор риска для его здоровья. Дело здесь не только в том, что у воспитателя и у няни «на руках» много детей, и они не успевают вовремя их одеть и умыть. Отсутствие умений в самообслуживании может привести к дискомфортному состоянию, т.к. привычная потребность ребёнка в своевременной помощи со стороны взрослого не будет удовлетворяться. Ребенок, умеющий есть, одеваться, раздеваться в детском саду не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно сказывается на его самочувствии

-Научить детей самостоятельно играть, занять себя, выполнять несколько игровых действий: (посадить в коляску куклу и покатать её, покормить её, положить спать.) Самостоятельность ребенка в играх создает предпосылки для более быстрого установления контактов со взрослыми и сверстниками.

-Заранее подготовьте ребенка к мысли о детском саде, к необходимости посещать его. Примерно за месяц до того, как он начнет ходить туда, - поменьше, чем обычно, будьте рядом с ним.

-Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми: посещайте с ним детские парки и площадки, приучайте к игре в песочницах, на качелях. Ходите с ним на праздники, на дни рождения друзей, наблюдайте, как он себя ведет: стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован.

-Подробно расскажите ему о детском саде, сводите его туда, чтобы он узнал, что это такое, и у него сложилось собственное представление о нем.

-Скажите ребенку, что вы очень гордитесь им – ведь он уже такой большой, что может сам ходить в детский сад. Но и не делайте из этого события проблему, не говорите каждый день о предстоящей перемене в его жизни.

Как только в семье посчитают, что все эти задачи успешно решены и ребенок подготовлен к приходу в дошкольное учреждение, наступает основной этап.

С самого начала помогите ребенку легко войти в детский сад. Ведь он впервые в жизни расстается с домом, с вами, отдаляется от вас, хотя и всего на несколько часов.

-Познакомьтесь с воспитателем группы заранее, расскажите об индивидуальных особенностях вашего ребенка, что ему нравиться, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается, определите, какие методы поощрения и наказания приемлемы для вашего ребенка.

-Продумайте всю одежду малыша: легко ли расстёгиваются пуговицы, петли. Обувь должна быть удобная с закрытым мыском и на липучках.

-Первое время ребенок в группе осматривается, привыкает к незнакомой обстановке. Здесь его не надо торопить, пусть привыкает к детям, наблюдает за их действиями, устанавливает первые контакты с детьми и воспитателем

-Процесс адаптации должен быть постепенным. Оставляйте ребёнка сначала до обеда (если сложная форма адаптации, то на 2-3 часа, постепенно удлиняя срок его пребывания в группе).

-В первые дни посещения садика не оставляйте ребенка одного сразу, лучше всего чтобы он сам отпустил вас. А, расставаясь, не забудьте заверить, что непременно вернетесь за ним.

-Когда вы уходите – расставайтесь с ребенком легко и быстро. Конечно же, вы беспокоитесь о том, как будет вашему ребенку в детском саду, но долгие прощания с обеспокоенным выражением лица, у ребенка вызовут тревогу, что с ним здесь может что-то случиться, и он долго не будет вас отпускать.

-Дайте ребенку в садик его любимую игрушку, постарайтесь уговорить оставить ее переночевать в садике и на утро снова с нею встретиться. Если ребенок на это не согласится, пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно и знакомится там с другими, расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Таким образом, вы узнаете многое о том, как вашему малышу удается привыкнуть к садику.

-Некоторые дети в первые дни очень устают в детском саду от новых впечатлений, новых друзей, новой деятельности, большого количества народа. Если ребенок приходит домой измученным и нервным, это не значит, что он не в состоянии привыкнуть к детскому саду. Возможно, необходимо такого ребенка раньше забирать с садика или же 1-2 раза в неделю оставлять его дома.

в Законе «Об образовании» и в Конвенции ООН по защите прав детства указано, что ответственность за воспитание детей несут родители, а все остальные социальные институты должны только всячески этому содействовать?

·Будьте готовы к тому, что придётся брать больничный лист гораздо чаще, чем Вы думаете (и совсем не потому, что ребёнок будет чаще болеть, а потому, что если раньше лёгкую простуду и насморк Вы лечили без обращения в поликлинику, то теперь с насморком и небольшой температурой ребёнка не будут пускать в детский коллектив)?

 

· Запреты и ограничения, которые неминуемо возникают в каждом коллективе и которые будут напрямую касаться Вашего ребёнка? (Нельзя брать чужие вещи без спроса; нельзя толкаться; нужно подождать всех, пока они оденутся, и только потом выходить на улицу и т.д.)

 

 

ВАШ МАЛЫШ СКОРО К НАМ ПРИДЁТ ВПЕРВЫЕ?
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ, ЭТИ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВАС!

·Убедитесь, что детский сад необходим Вашей семье именно сейчас. Дети чувствуют сомнение родителей, поэтому и привыкают дольше и сложнее.

·Постепенно домашний режим подстраивайте под режим детского сада. Днём - прогулка и здоровый сон. Вечером – спокойные игры; минимум телепередач и только добрые, дочитанные сказки.

·Приучайте ребёнка быть самостоятельным (поощряйте за проявления самостоятельности!). Полуторагодовалый малыш вполне способен самостоятельно покушать и попить из чашки, раздеться, одеть носочки и штанишки (или юбочку), вытереть нос платочком, воспользоваться горшком по назначению (или сообщить взрослым о своей потребности). Чем он самостоятельнее, тем более уверенно будет чувствовать себя в новой обстановке без родителей.

·Расскажите ребёнку, что такое детский сад, зачем туда ходят, сочините интересный рассказ про садик, например: «Детский сад – это красивый дом для малышей. Там много новых игрушек (мячиков, машинок, куколок и т.п.) и интересных занятий.. Детки в садике играют, танцуют, поют, отдыхают, пока родители работают. Утром ребят приводят в садик, а днём или вечером забирают. В детском саду есть добрая воспитательница, которая очень любит играть с детьми. Многие ребята хотят ходить в этот садик, но берут не всех, а только самых умных, добрых, послушных и т.п. Поэтому тебе повезло! Скоро мы пойдем туда, и тебе очень понравится!». Рассказывайте, показывайте! Больше всего пугает неизвестность!

·Постепенно вводите новые сведения о жизни в детском саду: сначала про игрушки и занятия, затем – про прогулку, затем – про питание и сон и т.п. Сделайте вид, что с кем-то разговариваете по телефону и обсуждаете, например, вкусную детсадовскую еду.

·Проходя мимо детского сада, радостно напоминайте ребёнку, что скоро он придёт в этот садик. С гордостью сообщайте знакомым, что именно Вашего малыша там ждут.

·Присоединяйтесь к ребятам на прогулке. Пусть ребёнок учится общаться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, предлагать свои игрушки, а не отнимать чужие.

·Подарите ребёнку положительную установку на детский сад! Дети все видят и слышат, поэтому забудьте про тревогу и сомнение, когда обсуждаете тему посещения детского сада. Пресекайте разговоры знакомых, негативно отзывающихся о жизни в детском саду в присутствии Вашего малыша. Сами избегайте подобных критических замечаний. Никогда не пугайте ребёнка садиком!

·Чем лучше будут ваши отношения с воспитателем, с другими детьми и их родителями, тем легче будет привыкать ваш ребёнок. Доверяйте и уважайте!

·Можете предварительно познакомить ребёнка с воспитателем, показать групповое помещение, предварительно договорившись о встрече (лучше, во второй половине дня).

·Вечером подготовьтесь к садику вместе: что оденете «в гости», какую игрушку возьмёте с собой.

·Первое посещение сада должно оставить у ребёнка положительные впечатления, поэтому не оставляйте его надолго. Время пребывания ребёнка в детском саду увеличивайте постепенно при условии хорошего самочувствия малыша.

·Выработайте единый ритуал приветствия и прощания (например, воздушный поцелуй) – ребёнок будет чувствовать, что вы обязательно за ним вернётесь.

·Маленькие дети не ориентируются во времени, поэтому расскажите о последовательности событий, которые ожидают малыша в саду: «Мы придём в садик. Ты покушаешь, позанимаешься, поиграешь, а когда ребята будут собираться на прогулку - я заберу тебя».

·Когда приходите за малышом, хвалите его, обнимайте, целуйте! «Какой ты молодец, что пришел в садик! Ты даже рисовал?! А какой красивый дом построил! Я тобой горжусь!».

·В дальнейшем используйте приёмы «заманихи»: игрушка хочет в детский сад; сапожки хотят походить по дорожкам детского сада; вкусная котлетка тебя ждет; мягкая подушечка по тебе скучает и т.п.

·Если с мамой малыш расстаётся сложнее, то первое время приводить его в сад может другой член семьи. Хотя иногда дети нарочно «задерживают» внимание родителей во время расставания слезами и капризами. Поэтому, главное - понимание и доброе спокойствие.

·Если ребёнок с утра капризничает и не хочет сам одеваться, оденьте его без обид, приговаривая: «Ты у меня уже большой, а когда-то был маленьким. Скоро ты ещё подрастёшь и будешь одеваться сам, как папа (или другой значимый для ребёнка взрослый)».

·Если Вы заметили, что малыш с утра встает неохотно, возможно ему нужно больше времени, чтобы проснуться. Заводите будильник пораньше, делайте все необходимые дела заранее, чтобы потом не раздражаться по пустякам. Любимая музыка и голоса любимых сказочных героев помогут настроиться на хороший день!

·Если ребёнок боится входить в группу, где много детей, приходите пораньше, когда детей мало, или вообще первыми. У воспитателя будет больше возможностей пообщаться с Вашим малышом.

·Можете брать «мелкие» поручения от воспитателя на дом (поточить карандаши, помыть игрушку, постирать кукле платье и т.п.), они дают дополнительный повод для ребёнка вернуться в садик на следующий день. «Нужно отнести тете Тане поточенные карандашики. Мы так старались, а она обрадуется!».

·Адаптация – это нормальный, естественный процесс в жизни каждого здорового человека! Опыт адаптации помогает выживать и развиваться! И при этом, если врачи и другие специалисты говорят, что вашему малышу рано посещать сад – прислушайтесь и поберегите его нервную систему!

Полезные советы:

    • Убедитесь в том, что детский сад необходим для вашей семьи именно сейчас, так как колебания родителей передаются детям.
    • Необходимо приблизить режим дня в домашних условиях к режиму детского сада.
    • Если ребенок засыпает только с помощью взрослого, попытайтесь изменить эту привычку (лучше это сделать в домашних условиях задолго до поступления в детский сад).
    • Приучайте детей есть разнообразные блюда, ежедневно употреблять супы и каши.
    • Желательно научить малыша к моменту поступления в детский сад самостоятельно есть, раздеваться и одеваться, мыть руки и т.д. Ребенок будет чувствовать себя более уверенным.
    • Отправлять ребенка в детский сад необходимо только при условии, что он здоров.
    • Готовьте малыша к общению с другими детьми, посещайте детские площадки, парки, ходите в гости. Учите общаться с окружающими (как спросить что-либо, познакомиться, попросить и т.д.)
    • Готовьте ребенка к временной разлуке с родными, внушайте, что в детском саду весело, интересно.
    • Желательно заранее познакомиться с детьми группы и воспитателями.
    • Не отдавайте ребенка в детский сад в период «кризиса трех лет».

Виртуальная экскурсия